вторник, 11 мая 2010 г.

Шопинг. 2 Часть.



 Журнальная жизнь по-своему, но очень весомо, стала вторгаться в наши умы. Это самый "ненавязчивый", хитрый и красивый способ влияния на потребительские манеры. И пусть Cosmo шел не по проторенной дорожке, но колея образовалась практически сразу.  Она тянулась из мутных 90-х в наши смелые и откровенные 2000-ые. Поначалу ее еще тянули назад  "Работница" и "Крестьянка"  смущение и непривычка  нашего ментального друга, но совсем скоро стало понятно - связь с прошлым теряется, наступает новое время и новое мышление. На помощь шла "армия" союзников: Еlle, Vogue, L'Officiel и тп. More...
 Они имели в нашей стране бурный, поистине беспрецедентный успех. А то! Хоть где-то можно было прочитать и применить к себе такие понятия, как светский, модный, элитарный, привилегированный, престижный, эстетический, высокий, - доминирующие и стилеобразующие в контексте нового западного чтива.
 Журналы вплелись в пожизненную интригу с рекламой, и эта вакханалия прижимается к нам достаточно тесно. Так или иначе, но мы узнаем о трендах из этих самых изданий  бумажно-электронного оформления. Вот, собственно, и суть современного шопинга - есть источник информации, есть приглашение к действу - иди и покупай. Но поскольку конкуренция цветет ярким цветом, им приходится всячески извращаться по части зазывания нас попокупать :) (не берем в расчет шопоголиков, психологические пороки - не наша тема). Полнейший сумбур на первый взгляд, и осмысленная политика - на второй.

Далее - реалии наших дней, Или на что они идут ради нашего шопинга.

 Рекламная индустрия купается в экстазе и уже просто не знает, как бы еще больше изголиться. Главные редакторы сами становятся главными искателями - вынюхивают новости мирового закулисья с азартом собак-ищеек и даже не гнушаются китча в манерах  (чего стоят, например, эти панибратские объятия главреда Vogue Алены Долецкой в стиле "Моя рука на плече звезды").


spletnik.ru

 Большую поведенческую некрасивость "светских львиц" сложно представить. Но это, опять-таки, необходимость: если V.B. с утренней зарей забудет имя русской владычицы владелицы, то для Алены это - мощный удар по всем фронтам: от амбициозного "я с ней обнималась" до высоких рейтингов ее журнала и авторитетности в целом. А если вы думаете, что вас это никаким боком не касается - ошибаетесь. Эффект 25 кадра трансформируется в эффект 25 страницы гламурной периодики, которую вы опять приобрели в начале месяца :) )
 Ну это так, лирическое отступление фотографического характера. Для важности момента :) Я как бы даже не об этом.

 Повсюду царят слоганы-зазывания: "Купи два, получишь одно free". Бренд появляется со скоростью полета метеорита: утром проснулся - имя готово. И неважно, что концепции нет, "лицо" товара еще пока в мыслях разработчиков и даже целевая аудитория не определена - это сущий пустяк в таком важном деле, как приглашение к шопингу. И даже такая постоянная в своем звучании и трактовке философия (ритейла) претерпевает все новые и новые трансформации (я ей сочувствую, но с интересом жду, как же ее извратят завтра).
Примеров тому масса. Как вариант - доступ к товару только на территории магазина (звучит дико в условиях США и Европы, где львиная доля покупок осуществляется через интернет). Данная "вольность" вызывает недоумение и злобу: "Офигели!", "Да пошли они!", "Я не поеду в такую даль". Но любая эмоция - пусть даже и гневливая - неизменно приведет к действию, сдобренному толстым слоем любопытства:  "Ладно, приеду, посмотрю и пошлю их на фиг". Вот и едут, и смотрят, и невозмутимо покупают. Философия работает.

(Недавно мы с Максом разговаривали об одном японском магазине, торгующем  джинсами. Сеть по Европе нас мало касается, а вот американская стратегия вполне себе разозлила моего милого: они имеют только один магазин в самом центре дорогого района Нью-Йорка. Посмотреть-оценить-купить по интернету нельзя. Продвинутая молва разнесла весть о демократичных ценах ($50), отличном качестве и хороших лекалах. Макс упорно ищет причину (что меня даже как-то смущает - он у меня очень адекватный потребитель - вдруг, и в самом деле, там проблемы с сайтом, кризис продаж и тп), а я просто вижу искусственный ажиотаж, как смелый - оттого и удачный - ход бренда.)

 А как насчет  достаточно интересной по своей задумке  идее создания  "секретности" с элементами паролей и явок для  "самых-самых"? Раз в месяц магазин с коллекцией от кутюр переезжает с одного места на  другое. "Магазин" в данном случае - подвал, внешне полуразрушенное здание, заброшенный ангар. Никто и никогда не подумает, что это там.  Все бы о'кей, да только скидки неземные, модели свежие и разнообразие небывалое. Адрес передается в строгой секретности ("случайно" обронив пароль простому смертному), вход по спецслову (порой это может быть и веселое "ресничка" и двусмысленное "укуси-ка"). И что же - выведывают пароль, даже платят за это, разыскивают, приходят и покупают...

 Несколько недель назад один из скидочных магазинов Атланты объявил об очередной небывалой распродаже.... свадебных платьев. Сие действо имеет место быть каждый год. И каждый год толпы желающих выйти замуж приобрести по бросовой цене платишко рьяно атакуют все входы и выходы бренного брендового магазина. Атака начинается с охоты, а охота - с необходимости занять "боевую позицию" в 3-4 утра (слово "утро" далось с трудом - для меня это ночь, ночь и еще раз ночь). Очереди нереальные, но вот субъекты вполне себе настоящие - жуют бутерброды, запивая колой, отслеживают несанкционированные  "я тут занимала", и пофиг им, что утром в давке и полнейшей вакханалии им могут отдавить ногу, сломать палец или - того хуже - малость притоптать к полу. Надо отметить, что в последние годы, благодаря повышенным мерам безопасности со стороны обслуживающего персонала (пропуск по 20-30 человек в час, строгое слежение за внешними эмоциональными проявлениями клиентов и всяческое пресекание нервозности в любом ее виде), в статусных магазинах наметилась положительная тенденция: практически отсутствуют телесные травмы, снизилась "изношенность" товара (после примерки платья одной дамой, вторая уже вряд ли назовет его новым), оставляя данные символы покупного помешательства уделом низкосортных магазинов. (В позапрошлом году на входе в супермаркет для низшего класса просто-таки затоптали бедного мексиканца в погоне за нереальной скидкой на некий копеечный хлам). 

 Я уж молчу про хитропопыеумные подарки от любимого магазина. Умом ты понимаешь, что после 20 покупки в другом месте ты тоже станешь любимицей, но все равно ввязываешься в эту обоюдовыгодную игру: они тебе подарки, приятные слова с обязательными  лестностями в шоколаде, ты себе - психологический комфорт и хорошее настроение, а им - очередной шопинг (совесть не позволит "пойти на строну"). Я сама по уши в этом деле:) Получаю свои подарочные кремики с помадами и чувствую себя превосходно.

 Я уже говорила, что любить шопинг так же легко, как и ненавидеть?

 ...Сидя в маленьком кафе за чашечкой кофе, можно отследить последние тенденции в моде, примерить понравившееся, приобрести, а потом сразу заказать Мartini Rosato - отметить удачную покупку. Не сходя с места и потратив минимум своего времени. Это реалии, которые раньше можно было только надумать в откровенных мечтах :) За это очень легко полюбить шопинг.

 С другой стороны, везде всего много. Полки, сайты, журналы ломятся от предложений: "Вы этого достойны!" и "Ощутите прикосновение роскоши!". Конкуренция достигает апогея, нисколько не заботясь о самом главном своем сыне - покупателе. А он, этот половозрелый адепт хорошей вещи, возносит руки глаза, мысли  к небу и вопрошает с налетом риторичности, мол, откуда же взять средства на эту красоту и радость.. Когда всего мало, тогда и желается меньше - это логика советских времен, и мы ее удачно впитали с молоком и гимном СССР. А когда предложение превышает спрос в разы и многоразы - это уже удар по нашей одинаковости. И надо копошиться и что-то делать. Именно отсюда берут свои ветвящиеся корни досада, раздражение и всякие другие атрибуты неудовлетворенности современного урбаниста.  За очень легко ненавидеть шопинг.

 Все мы прекрасно понимаем, что речь идет не о том, чтобы скупать все красиво лежащее, и не о том, чтобы  "ходить туда, как на работу", и даже не о том, чтобы думать и мечтать днями и ночами о какой-то вещи.
 Речь о гармонии из трех компонентов: мысли, настроения и возможности. И почему так часто одного блюда нет в наличии, а второе какое-то несвежее...  Как добиться этой гармонии, как сделать так, чтобы шопинг стал не необходимостью, не тяжкой бренной ношей и не наркотиком - вот вопросы, которые, сами того не подозревая, ставят перед собой все, проходящие через двери магазина. А уж ответы каждый ищет по своему индивидуальному маршруту.

































































































Комментариев нет:

Отправить комментарий