вторник, 27 апреля 2010 г.

Шопинг. 1 Часть.



 Иногда хочется потребительства  в чистом виде. По классической схеме: пришел-увидел-купил-возликовал. Без каких-либо заумностей типа "пусть бы кто подарил" или "купить лень, может одолжить/попросить  у кого или вообще перебиться" и тп.  Хочется шопинга.More...


 У меня желание что-то приобрести лично для себя  значительно видоизменилось за последние несколько лет. Это, конечно же, не история про излечение от шопоголизма (нереальный эпитет в условиях  Беларуси), но тема для моей некоторой гордости под названием  "Долой вещизм!". Я прошла много испытаний на прочность духа  как отсутствием нужного, так и переизбытком ненужного.

 Шопинг я любила всегда. Мало знаю девочек, относящихся к этому атрибуту "женскости" скептически. Обычно их доводы заканчиваются банальным "скучно-долго-нудно", "лучше что полезное поделать" и "фу, тряпки скупать - удел дурочек". Каких-то серьезных аргументов действу, которое касается большинства, не находится. Как правило, внешняя составляющая таких особ более чем ярко подтверждает их мнение - беспорядок на голове, отсутствие маникюра, небрежные майки,  застиранные лямки лифчика вторят своим хозяйкам в унисон. Быть может, именно этими утверждениями они и прикрывают свою неряшливость, или серость, или неумелость? - как знать..
 Есть, конечно, стильные нелюбительницы. Вышколенные, ухоженные. Все у них красиво, глаз останавливается, любуется и там же отдыхает.  Они являют собой исключение из правил. Я таких особ очень уважаю. Я бы тоже хотела научиться делать что-либо очень хорошо при условии полнейшей нелюбви к процессу.

   Вообще, любить шопинг так же легко, как и ненавидеть.

 Особенно в современном мире.  Дабы не показаться голословной, позволю себе некоторую долю измышлений на этот счет. (Поэтому можете прекращать читать уже сейчас - весь пост нацелен на тематическое разглагольствование. Мои личные взаимоотношения с шопингом "выйдут в эфир" в одной из следующих частей.) Что такого особенного происходит в современном мире? Почему и как это все влияет на наши покупательские манеры, формируя их с изяществом итальянских скульпторов и хитростью итальянской мафии? (Наша с Италией диффузия набирает обороты - не обращайте внимания.)

 Одним из первых ответов является тот факт, что Ш. идет бок о бок с модой - это у них хорошее симбиозное. Оно и правильно, ничто так не влияет на желание "пошопиться", как призывно-зазывной глас Моды. Казалось бы, какой приятно-полезный тандем, однако у нее (у моды)много конкурентов, желающих перехватить бразды правления и заиметь полный контроль по манипулированию нами в условиях покупательства (а иначе все только ходили бы и потребительствовали). Перечень "врагов" велик:  от психологически настроенных совести, умеренности и скромности до финансово окрашенной возможности. Но что они могли бы, эти сирые и убогие, если бы не "модный ветерок", подгоняющий нас в сторону молла? :)

 Шопингу, чтобы стать таким  какой он сейчас, потребовалось много столетий. Не забираясь глубоко в джунгли историю, можно проследить за его трансформациями, начиная с 80-х годов (опустим послевоенные годы - надо "копать" ближе к современности и нашим воспоминаниям). Фото-, видеоресурсы, рассказы мам и книжные подробности повествуют о времени достаточно интересном: произошел взрыв цвета в одежде и музыке. На советские умы, заточенные под серость, скромность и практичность (а причин тому много), стали оказывать влияние неординарные личности мирового масштаба (это, кстати, совпало с окончанием "холодной войны", стали появляться возможность и - самое главное - желание заглянуть через забор "железного занавеса"): Мадонна, Майкл Джексон, "Modern Talking", Ален Делон, Софи Марсо далее список у каждого свой по вкусу...

 Мода тех лет легко узнаваема сегодня: заколки с крупными цветками для волос, яркие косынки, массивные цепи на шее, огромные серьги и вычурные кольца,  широкий топ с принтом, желательно сползающий с плеча, перчатки разной длины с обрезанными пальцами и далее в том же духе. Это все - сегодняшний тренд!
 Меня ужасно радует такой стиль в одежде, я его узнаю на маминых фотографиях середины 80-х. Рассматриваю ее наряды и нахожу знакомые "плечики" в пиджаках ( современный "писк" :) ), длиннющие бусы до пупа ( и где они теперь... не иначе, как подарены кому-нибудь - понятием "винтаж" тогда мало оперировали в повседневной жизни), широкие ремни и сумочки "клатч" - я бы с удовольствием позаимствовала ну хоть что-то из тех маминых модных сокровищ, дабы принарядиться сегодня!
 Я родилась в  интересное время  "веселых перемен";  я его люблю за очень многое;  за то, что привносило свежесть, западный дух и постоянный разухабистый ажиотах в умах и жизнях людей. Не отвлекаясь на политику, я вспоминаю родительский  восторг от покупки духов, одежды, пластинок и многого другого. Мы еще не были развращены количеством, но уже стремились к  качеству.

  Шопинг тогда ликовал: все и везде скупалось, привозилось, дарилось, выменивалось. Интерес к приобретению был так же постоянен и необходим, как вечерние новости и ежемесячная зарплата. Народ, словно очнувшись после  долгой спячки, "разморозился", учуял "свежачок", "пошел на запах"  и не собирался отклоняться от маршрута. Было почему. Наконец-то появилось разнообразие, выбор, появились подделки наконец! И это тоже было круто!

  Одежда имела долгоживущий аромат, качество у вещей было в наличии, в отличие от современных тенденций - сносить, выбросить и купить новое в рамках одного сезона  (умная политика, направленная на частый шопинг). Быть может именно поэтому мой папа до сих пор хранит (даже больше - носит!) джинсы 25-летней давности (к слову, мой личный рекорд составил 5 лет, но видели бы вы эту бахрому и тусклость). Они протерлись на причинных местах, но цвет (!!!), цвет все тот же, фурнитура в отличном состоянии. Макс до сих пор носит пиджак отца, претерпевший модные лихорадки и забвения, вновь ставший актуальным. Знающие люди говорят, что кожа в замечательном состоянии, сейчас такую вещь можно купить по очень большой цене, да и то - поискать пришлось бы. Тут меня прямо зло берет, спрашиваю у мамы про все ее красиввые вещи тех лет и получаю в ответ: "Не помню, может подарила или выбросила" - убийственная фраза от модной женщины для ищущей винтажа дочери...эх!
  Некоторые историки именуют этот период, как "роскошно-расфуфыренные восьмидесятые", и я с ними согласна.

 На смену веселому потребительству пришла эпоха тотального дефицита. Время "лихих 90-х"  я бы назвала "галимых 90-х". Когда занимали очередь, выстаивали несколько часов, а потом уж узнавали, что же сегодня "выбросили". Я помню талоны (они будоражили мой совсем юный мозг), голые полки в магазинах (собственно, в тех магазинах и брать-то было нечего, вся одежда продавалась на рынках и в киосках), отсутствие качества (его просто не было, сплошная китайщина правила повсюду), ужасные  витиеватые очереди (они меня всегда пугали, как пугает любая толпа от 10 человек и более), для определения "кто последний" в которых надо было "пройти этот дом до конца, завернуть за угол, там будет столик из ящиков, возле него женщина с коляской - у нее и спросите".
 У всех все одинаковое, инкубатор прошелся по образу жизни советского человека  многолетним бурьяном, на выкорчевывание которого понадобились тяпки под названием "долго", "сложно" и "дорого". В какой-то степени  одинаковость превратилось в показатель успешности (если ты не носишь пестрый спортивный костюм с аляповатой надписью, как пятеро твоих одноклассниц, - на тебе клеймо неудачницы; в каждой уважающей себя семье стоит стенка, а в ней - сервиз "Мадонна").

 Был ли тогда шопинг, любил ли его кто-то? Сложно ответить однозначно. Это было время расцвета вещевой безвкусицы и дешевых подделок (не сравнивать с хорошими современными репликами - это два разных "человека"). Вещи появлялись, как джин из бутылки, - непонятно кто, где и когда  произвел это на свет, и - самое главное - о чем в этот момент думал "изобретатель", ибо вещи достигали апогея в своей некачественности и некрасивости ( эти широченные свитера с радужной надписью "Boss" на груди, разноцветные спортивные костюмы из плащевки, носки, вшитые в сапоги, пуховики петушиных  цветов и собачьих мехов тд).  Носилось "великолепие" до первой стирки, а затем демонстрировало чудеса превращений: усадка на один-два размера или, наоборот, "расширение границ", потеря попугайной расцветки (хм, можно и в "плюсы" даже) и вообще какого бы то ни было цвета, возникновение "катышков"...
 Однако при всей этой вакханалии открывались первые бутики в Москве, "фирменные" магазины, попасть в которые можно было при наличии либо огромных денег, либо сумасшедшей смелости. Был и другой вариант: ездить заграницу, получать посылки. Но как много людей могло похвастаться такой возможностью?...
 Кстати, в 1994 вышел первый выпуск русскоязычного Cosmopolitan. Наряду с такой серостью и затхлостью как "Крестьянка" и "Работница", этот журнал потряс своей незашоренностью, откровенностью и открытостью. Так сказать, "свежачком потянуло". Да и на облик современного шопинга (его зарождение) повлияло...

4 комментария:

  1. Oh Lyusi. Shopping...chto mojet bit luchshe??? :)))
    U menya takoe jelanie prosto poyti po-shoppovatsa u menya voznikaet ochen chasto, a inogda slishkom chasto. Vechno mne chego to hochetsa :) Nu ti eto i sama znaesh. Vot tolko kofe s vafelkami ne s kem uje popit/poest :(

    ОтветитьУдалить
  2. Даа.. :) Я тоже помню (и продолжаю пока в гордом одиночестве) эту замечательную традицию. И даже напишу о ней в след. своем посте - такой шопинг я люблю однозначно!
    А вообще, чует мое сердце, что все впереди у нас с тобой по этой части :) Моя интуиция меня не подводит, шопоГуличка любимая :)))

    ОтветитьУдалить
  3. Hmmm, interesno. Neujto ti v gosti namililas? :) Nu mi vsegda radi.
    Segodnya ya bila na tom samom shoppinge v San Marcose, i positila mir VS. Ohhh Lyusiii...kak je mne na dushe stalo horosho. I nakupila vse rozovoe, goluboe, i vse takoe priyatnoe. Eto vse ti vinovata! :) Gde takoevidano chto bi ya rozovoe pokupala. Ehhhh...No dumayu ti bi odobrila moi pokupki. Ya daje v Gap zashla, i toje, vse iz za tebya :)) xexe

    ОтветитьУдалить
  4. :) А что, розовое тебе идет. И голубое. Да и лето на дворе, не черное же затаскивать в условиях +30. А у меня нет таких цветов в гардеробе:( Вот насоветую вечно чего хорошего, а сама как лошпек - не могу найти для себя подходящее. То фасон корявый, то оттенок цыганский. Но время еще есть, хочу тоже розовое!
    Завидую по части С.М., видела бы ты местный аутлет - жалкое подобие :( Была там два раза и не фига не купила (ты себе такое представить можешь?!:))
    А в VS собираюсь на недельке. Буду-таки выбирать их бельишко (рискну телом:), мне бы 100 ways найти - я что-то подсела на открытые майки (голая спина, плечи и тп) - мне срочно нужны лифчики-невидимки :))
    А вот что касается "... ты виновата!" - так ты тоже виновата! :) Это из-за тебя я теперь нагло-смело покупаю вещи без примерки, так еще и по инету! А ты меня знаешь, мне надо 20 раз надеть, покрутиться, поахать "какая херовая фигура" и только потом купить:))) Правда пока я ограничилась лишь майками от VS, но и это шаг. Заказала на свой страх и риск несколько штук. И фсе ок! У них появились какие-то потрясающие майки с голой спиной, прям до попы. Но есть два нюанса: нужна красивая спина и средняя грудь. Ибо ни спереди, ни сзади висеть не должно (бра не предполагается). Я, конечно же, подхожу под эти параметры :) И потому моя любовь к этому бренду растет.
    P.S. ты, насколько я помню, тоже "вполне-вполне" для этих маек!

    ОтветитьУдалить